Наш пароход

"Вуокса 3Н"

Куплена была 13 июля 1999 года перед походом (дата покупки пока себя никак не проявила). Два года ходили по Вуоксе и в Ладогу, в 2002 на Волгу. Дальнейшие походы - см. раздел "Наши походы".

Описание лодки можно посмотреть на сайте "Тритон Лтд".

Общие впечатления:
Лодка легкая в сборке, легче, чем Таймень и, если кто помнит, Салют. Хорошо слушается руля и весел. Хорошо держит волну до 1 м и ветер, как в борт, так и в нос и корму. Против ветра с двумя гребцами делает Таймень с тремя гребцами. После сборки и надувания баллонов в поперечнике выглядит "плоскодонкой". Несмотря на то, что заявлена как 3-х местная, места на троих взрослых маловато, а вот на 2 взрослых и детеныша в самый раз, хотя после Салюта первое время было тесновато. Шмотки требуется укладывать аккуратно, если накрывать сверху фартуком (рекомендую накрывать). Юбки можно купить там же, в "Тритоне". Первый свой поход на ней ходил со штатным комплектом руля и педалей, а потом докупил бимс, снял педали и поставил "стремена", т.к. ногам удобнее, хотя это кому как.

Сервисному обслуживанию в "Тритоне" можно только радоваться. Меняют все, что понадобиться, но проверяйте, что и как сделано, бывали случаи, что просто забывали о какой-то части. Впрочем, все исправляется тут же безо всяких нареканий.

Замеченные недостатки:
Постоянно трескаются перемычки между двумя трубами кильсонов в пластмассовых деталях соединения тройников кильсонов, причем обоих. Сначала думал, что потому, что груженую лодку тащу к воде, но нет, и пустая дает тот же эффект. Элемент слабый, но, если не ввязываться в экстрим с высотой волны более 1 м, то треснутые детали никакого влияния на прочность не оказывают, хотя и неприятно. У друга "Нева 3", тоже тритоновская, а такой проблемы нет, вероятно, это зависит от веса лодки. Буду думать о том, чтобы вместо пластмассовых тройников вварить дюралевую пластину в горизонтальной плоскости по оси соединения труб и наварить сверху узел крепления первого шпангоута.

В волжском походе один из баллонов стал травить воздух по шву. Место определить не удалось, да и не очень хотелось возиться. Лодка сразу на волне повела себя, как пиявка. До этого мы просто "прыгали" с волны на волну, а теперь пришлось "обтекать" каждую. Потеря продольной жесткости корпуса сказалась и на ходовых характеристиках и на маневренности.

Для тех, кто покупает "юбки" (это такое гибкое и почти герметичное соединение между вами и лодкой): обращайте внимание на то, насколько круто изогнута окантовка "очка" в фартуке. У нас одна юбка встегивается нормально, а при попытке одеть две остальные можно сломать пальцы: резиновый шнур тугой, а окантовка очка сильно загнута вовнутрь. Сразу предупреждаю, что сильно ослаблять резиновый шнур нельзя, т.к. он потом может выскочить на ходу.

Кольца крепления спинок сидений к фальшборту постепенно растягиваются и иногда вываливаются из отверстий. Бороться можно только периодическим осмотром или заварить кольца наглухо.

Штатный комплект предусматривает поочередное надувание баллонов: сначала один наполовину, потом второй и так два раза, а потом стыкуются через переходник две трубы от баллонов. Когда будете надувать, увидите, что каркас сильно ведет относительно надуваемого баллона в полном соответствии с законами физики. Таким образом, основное время при сборке вы потратите на высокохудожественное дутье. Ежели лениво будет надувать поочередно и пополовинно баллоны, то каркас может повести и местами неслабо. Вывод: вставить тройник вместо соединительной трубы и надувать баллоны синхронно. Чертеж тройника и пробки можно посмотреть здесь. В пробку, в качестве уплотнения, прокладывается резина. Диаметр резьбового конца тройника выбран под стандартный насос типа "лягушка". Если пробку будете делать из Д16Т, тогда резьбы промажьте графитом (карандашом), чтобы не "закусывались". За одно колено тройника и бобышку на пробке, петлями закрепите тонкий трос, и будет совсем хорошо.

В походе по Ладоге 2003 года при отходе от берега раздался звук глухого удара. Внешний осмотр ничего не выявил и было решено продолжать путь. За весь день несколько раз проходили полосы волнения с высотой волны до полуметра. Нос лодки хлюпал, но терпимо. На стоянке лодка была полностью разгружена и разобрана. Обнаружилось место повреждения: в форштевне лопнули пластмассовые детали, которые крепят трубки для фальшборта. Если бы не надувные баллоны, то, скорее всего, лодку бы смяло на волне в продольной плоскости. Излом выглядел, как усталостный. Первый шпангоут был вывернут из гнезда в кильсоне и ушел вперед. Само гнездо, как ни странно, уцелело. Сломан верхний ограничитель шпангоута на форштевне - такой пластмассовый пятак. Заклепки в трубках уцелели, также уцелела поперечина, к которой вся эта ботва крепилась. На стоянке были найдены два гвоздя, по одному для каждого борта. "S"-образно изогнутый гвоздь был поочередно заведен за заклепку в трубе одним концом, а другим в отверстие поперечины, после чего обе петли буквы "S" были зажаты. Для гвоздя с одного из бортов потребовалось развернуть петли друг относительно друга на 90 град. , т.к. сборщики сверлили отверстия под заклепки, как удобно им. Ограничитель ремонту не подлежал, поэтому в верхней части шпангоут просто был привязан веревкой. После ремонта попали еще несколько раз в волнение, но все выдержало.Скорее всего гвозди так и оставлю. Уже дома в качестве замены пластмассового ограничителя в трубу была вставлена петля из нерж. проволоки диам. 2,5 - 3 мм так, чтобы концы вышли наружу, а изгиб проволоки находился за поперечиной. После чего концы были загнуты в качестве ограничителей шпангоута.

Перед походом по Тарасйоки в июле 2004 года была проведена следующая модернизация:
Заменены обе серьги крепления стрингеров обоих штевневых сборок. Чертеж серьги здесь. Пластик был выкинут и на его месте прорезан паз по размерам хвостовика новой серьги. Обе, теперь уже дюралевые (Д16Т), серьги были посажены на винты М4х30. Длина хвостовика на чертеже намеренно сделана больше необходимой, чтобы опять-таки "довести по месту". Правый и левый край хвостовика скруглить. Длина винтов подгоняется по месту, гайки устанавливаются на стопорные шайбы. Выход крепежа с обоих сторон промазывается силиконовым герметиком, чтобы не драл шкуру. Отверстия под винты сверлятся по осям старых отверстий от заклепок и, чтобы наверняка обеспечить отсутствие зазора между винтом и краями отверстия, диаметр отверстия в серьге выбирается чуть меньше и сверлится относительно отверстий в трубе штевня чуть выше (на 1 мм) отверстия в трубе. Дальше при помощи рук и надфиля доводится до ума, т.е. отверстие в серьге растачивается в нижнюю сторону и этим обеспечивается некоторая напряженность соединения. Вот несколько фотографий по окончании сборки: Общий вид на штевне, вид сбоку (стрингеры сняты), вид сверху. Соединение успешно прошло проверку на порогах до 2 кс с высотой стоячих валов до 1 м. Пазы между трубами штевней и серьгами заполнил "поксиполом".
Проволочный ограничитель (см. выше результаты 2003 г.) не выдержал нагрузки и позволил выстегнуться шпангоуту. Опять вернулся к веревке. Буду думать дальше. Сломался пластиковый хвостовик привода руля, таких уже не делают, поэтому придумаю что-нибудь подходящее.

Ура! Таки придумал как переделать рулевое устройство и воплотил идею в железо. Все сделано из нержавейки, сварка велась аргоном. Эскиз устройства здесь, фотографии здесь. В процессе изготовления не нашлось параллелограмма, который должен был входить в паз руля, поэтому его заменил "П"-образно, если смотреть сверху или снизу, согнутой пластиной из той же нержавейки. Вроде получилось неплохо. Вес увеличился незначительно, но выиграл в габаритах и прочности.

Hosted by uCoz